Понятия со словосочетанием «главный алтарь»

Связанные понятия

Капелла Сан-Джорджо (итал. Oratorio di San Giorgio) — католическая капелла в городе Падуя (Италия), посвящена великомученику Георгию. Является пристройкой к южному трансепту базилики Святого Антония. Построена по заказу маркиза Раймондино Лупи ди Соранья в 1377 году как фамильная усыпальница. Роспись капеллы была поручена Альтикьеро да Дзевио, который завершил её в 1379 году.
Пресвите́рий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium, от др.-греч. πρεσβυτέριον — «собрание священников») — христианский термин, имеющий несколько значений...
Пресвите́рий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium — «место для избранных», от др.-греч. πρεσβυτέριον — «собрание священников») — в западноевропейской (прежде всего, католической) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарём (аналогом которого в восточных церквях является «престол») в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (то есть священники).
Церковь Святой Ирины (порт. Igreja de Santa Iria) — католическая церковь, находящаяся в районе Санта-Ирия-да-Рибейра-де-Сантарен города Сантарен, Португалия. Храм освящён в честь святой Ирины.
Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Пала д’Оро (итал. Pala d'Oro — «золотой алтарь») — алтарный образ в базилике Святого Марка (Венеция). Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках.
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
Аркосолий (лат. arcus — дуга и solium — гроб, саркофаг, трон) — аркообразная ниша для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях. Встречаются в храмах и катакомбах. Как правило, в подобных нишах устанавливались каменные саркофаги людей знатного происхождения или раки с мощами святых.
Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) — баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Пределла (от итальянского predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны...
Це́рковь Благове́щения, Благове́щенская це́рковь — название христианских храмов, освящённых в честь Благовещения Девы Марии. Некоторые известные Благовещенские церкви...
Солея́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются...
Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах — это соборный ключарь.
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Подробнее: Конха
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».
Алтарные облачения (лат. Paramenta altaris, параменты) — ткани используемые для украшения и защиты алтаря католического костёла. Часто алтарные облачения обладают символическим значением, так как их цвет может содержать информацию о характере праздника. Самым основным алтарным облачением является алтарный покров, который представляет собой скатерть, полностью закрывающую алтарный столик. Не менее важным атрибутами алтаря являются антиминс, закрывающий лишь верх алтаря, а также фронтал - прямоугольный...
Колонна Пресвятой Троицы — чумной столб, расположенный на Верхней площади в Оломоуце, Чехия. В 2000 году Колонна Пресвятой Троицы была внесена в число памятников Всемирного наследия как выдающееся произведение центрально-европейского барокко.
Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.
Голго́фа (др.-греч. Γολγοθᾶ, греч. Γολγοθάς; ивр. ‏גולגלתא‏‎, от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; в Евангелии слово истолковано как «Лобное место» — др.-греч. Κρανίου τόπος, лат. Calvariae locus) — небольшая скала или холм, где согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос. Сейчас находится на территории Израиля. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Базилика Сан-Гауденцио в Новаре (Пьемонт) является самой высокой точкой города (121 м). Освящена во имя Св. Гауденцио — первого епископа города и его небесного покровителя.
«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Рим.
Тябло́ (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. tábula — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
Чумной столб (Марианский столб) — распространённый в странах Центральной Европы тип религиозного памятника: стоящая посередине городской площади колонна, как правило, в стиле барокко, на которую водружена статуя Девы Марии.
Напресто́льный крест — в Православной церкви алтарный крест, распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря.
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва...
Шатёр для хранения священных реликвий — бронзовая, художественно украшенная сень в Успенском соборе Московского Кремля.
Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса — города, основанного древними греками на юго-западном побережье Крыма (в настоящее время — на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.
Алтарный крест — атрибут и украшение алтаря в форме небольшого креста. Изготавливается из дерева и может восприниматься как реликвия церкви. Появились в VI веке, но в церковный обиход вошли только к XII веку. В древности алтарные кресты могли быть больших размеров и изготавливаться из золота. Символически алтарный крест маркирует алтарь как Голгофу, на котором совершилась жертва искупления людей кровью Иисуса Христа. Поэтому нередки алтарные кресты с распятиями. Алтарные кресты встречаются в церквях...
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Неф, или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) или в ранней форме амбулаторий — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры. По этой галерее поток людей, не выходя из храма, попадал к небольшим апсид-капеллам в восточной части храма — полукружие апсидиол в некоторых случаях обрамляло венцом деамбулаторий (см. венец...
Вестверк (нем. Westwerk) — монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк, как правило, состоит из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится главный церковный портал и хоры.
Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов).
Сре́тенская це́рковь или храм Сретения Господня, также Сретенский храм — христианское культовое здание, освящённое в честь праздника Сретения Господня.
Капелла Паолина — капелла в Апостольском дворце Ватикана, построенная в 1537 году в стиле ренессанс во время понтификата Павла III.
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь».
Алта́рная (заалтарная) карти́на (запрестольный образ; англ. altarpiece, фр. retable) — художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.

Подробнее: Алтарная картина
Успе́нский собо́р — обиходное устойчивое название соборного христианского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется...
Благовещенскими называют православные храмы (церкви и соборы) и монастыри во имя Благовещения Девы Марии. Некоторые известные Благовещенские соборы...

Подробнее: Благовещенский собор
Амво́н (от др.-греч. ἄμβων, ἄμβωνος — «выступ, возвышение») — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Сигнатурка (от лат. signo — указываю, обозначаю) — малая храмовая башня (в основном католических храмов), на которой обычно содержится наименьший из колоколов, который также называется сигнатуркою. Сигнатурка в основном расположена на пересечении трансепта с нефом (в больших храмах) или над пресвитерием (в меньших храмах). Сигнатурка в архитектуре появляется во времена средневековья. Внутри сигнатурки обычно помещены основополагающие документы святыни для будущих поколений.
Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в пещерной церкви Успения Богородицы в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Храм находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата и Армянской церкви. Сирийская и Коптская православные церкви имеют доступ для совершения богослужений.
Белый ангел (серб. Бели анђео) — фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Датируется XIII веком и относится к периоду Палеологовского возрождения. В XVI веке поверх этого изображения было написано новое, которое было удалено в ходе реставрационных работ в XX веке.
Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро (итал. Piazza San Pietro) — грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме по проекту Джованни Бернини в 1656-1667 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. В 1930-е года Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения (итал. Via della Conciliazione).
«Вручение ключей апостолу Петру» — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я